«Гражданская инвалидность первой группы». Создателя российской суперкомпьютерной индустрии оставили на свободе, но это не спасёт его от поражения в правах
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ T-INVARIANT, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА T-INVARIANT. 18+
Ссылка для просмотра без VPN

11 июля в Переяславском районном суде огласили приговор члену-корреспонденту РАН Сергею Абрамову. Суд признал учёного виновным по делу о финансировании экстремистской деятельности (часть 1 статьи 282.3 УК РФ) и приговорил его к штрафу в размере 150 тысяч рублей. В вину учёному поставили семь донатов в пользу Фонда борьбы с коррупцией на общую сумму в семь тысяч рублей. Следственно-судебная эпопея для Абрамова завершена, но до его полноценного возвращения к активной жизни ещё очень далеко. Накануне приговора Сергей Абрамов рассказал T-invariant о том, как из-за попадания в список «экстремистов и террористов» у него произошла если не «гражданская смерть», то нечто близкое. 

Главные новости о жизни учёных во время войны, видео и инфографика — в телеграм-канале T-invariant. Подпишитесь, чтобы не пропустить.

СИЗО, домашний арест, психушка

Вкратце фабула преследования такова. По версии следствия, учёный совершал свои переводы с августа 2021 года по февраль 2022 года. Обыск прошёл в доме у Абрамова и по месту проживания его родственников 10 апреля 2023 года, и после этого он провел полтора дня в СИЗО. 12 апреля 2023 года состоялся суд в Ярославле, на котором учёному было предъявлено обвинение в финансировании экстремизма. Суд отправил Абрамова под домашний арест сроком без права переписки и внешних коммуникаций. Широко известно об этом стало из публикаций в СМИ только через месяц — 11 мая 2023 года. 10 октября 2023 года его освободили от домашнего ареста и перевели на подписку о невыезде. 30 ноября 2023 года суд удовлетворил ходатайство ФСБ о помещении Абрамова в психиатрический стационар для проведения экспертизы. После этого Абрамова поместили в Ярославскую психиатрическую больницу, из которой он вышел в канун нового 2024 года. 

Сергей Абрамов после оглашения приговора. Фото: RusNews

30 января 2024 года Абрамова вызвали на допрос и сообщили, что стационарная экспертиза признала его полностью вменяемым. Абрамов дал подробное интервью изданию T-invariant и опубликовал свои дневниковые записи о двух неделях в психиатрической лечебнице. Судебные слушания начались в начале мая 2024 года, и T-invariant подробно рассказывал, что обвинение так и не смогло установить, кто оформлял эти платежи и кому они предназначались, а лингвистическая экспертиза его постов в Facebook, сделанная бакалавром с юрфака, несостоятельна. Защита обвиняемого настаивала на его невиновности, в том числе доказывая, что ФСБ превратила Merchant ID в «царицу доказательств» по делам о донатах ФБК. В то время как Merchant ID ошибочно трактуют как номер счёта, банковские реквизиты получателя или уникальный идентификатор ФБК, а на деле это просто идентификатор торговой точки (в данном случае важно отметить, что платежный сервис Stripe использует единый торговый счёт и один Merchant ID для всех своих клиентов — вот подробный разбор T-invariant). За Абрамова вступилось Американское физическое общество (это редчайший случай в истории новой России) и несколько российских учёных, а на Национальном суперкомпьютерном форуме РФ в 2023 году все участники подписали коллективное обращение и направили его в ряд инстанций (от следственного отдела ФСБ до администрации президента РФ).

Справка T-invariant

Сергей Абрамов родился в 1957 году в Москве. В 1980-м окончил МГУ им. М.В. Ломоносова. С 1986 года работает в Институте программных систем имени А. К. Айламазяна РАН, в том числе с 2003 по 2022 гг. — директором. Долгое время Абрамов совмещал руководство институтом с постом ректора созданного при этом же институте Университета города Переславля. Специалист в области системного программирования и информационных технологий (суперкомпьютерные системы, телекоммуникационные технологии, теория конструктивных метасистем и метавычислений). Доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН (2006). Ранее — руководитель от России программы СКИФ и СКИФ-ГРИД по разработке суперкомпьютеров (проект союзного государства РФ и РБ). По словам Абрамова, около 15 лет назад ФСБ уже проводила доследственные действия в отношении него — проверяла его на причастность к госизмене (читайте об этом в подробном интервью учёного T-invariant), но в итоге отказалась от обвинений. 

Без счетов, без преподавания, без заграницы

По нынешней практике многочисленных уголовных дел о донатах в адрес фонда, созданного Алексеем Навальным, решение Переяславского суда можно считать очень мягким. Однако надо понимать, что такой вегетарианский приговор в отношении ведущего суперкомпьютерного специалиста мало что изменит в его жизни и профессиональной карьере. Он надолго останется с непогашенной судимостью по своей тяжкой статье и ещё дольше — в реестре Росфинмониторинга (Абрамов числится в нём с 26 июня 2023 года). Это означает, что после вступления приговора в силу Абрамов неопределённый срок (от 1 до 8 лет) будет и дальше поражён в правах. 

Во-первых, его личные счета и счета созданных им хайтек-компаний также будут заморожены. Он не сможет проводить никаких сделок со своей собственностью. Во-вторых, не сможет заниматься какой-либо педагогической деятельностью (напомним, что Абрамов, помимо того, что почти 20 лет был директором Института программных систем имени А.К. Айламазяна, также много лет руководил Университетом города Переславля и работал в нём). Ему также закрыта и любая непедагогическая работа в образовательной сфере. В-третьих, Абрамову фактически запрещён выезд за границу РФ и даже получение загранпаспорта. МВД в отношении учёного установит профилактический контроль (включающий постоянные проверки участкового и контроль за соцсетями).

Юристы отмечают, что у людей из реестра на долгие годы сохраняются проблемы с трудоустройством даже в частном секторе, им отказывают в аренде жилья, покупке автомобиля, оформлении страховки. В реальности запретов гораздо больше: мы перечислили только самые значимые для пожилого и тяжело больного 68-летнего учёного. Обращаться в суд о погашении судимости и исключении из реестра Абрамов сможет только один раз в течение года. 

Тарифы «Сбер-экстремисту» и «Сбер-террористу»

«Больше 2 лет я реестре экстремистов и террористов Росфинмониторинга. Все это время я не только поражён в правах, но и терплю регулярные унижения. Как устроена моя бытовая жизнь? У меня не только заморожены все счета и все активы (Сбербанк, Тинькофф-инвестиции, БКС-инвестиции и даже деньги в личном кабинете Озона), но и не работает Сбербанк-онлайн. Я не могу пользоваться средствами, в том числе теми, которые были мной накоплены с пенсии с марта 2017-го до 26 июня 2023 года. Сбер мне отдал только 22% от накопленной пенсии (банк считает, что остальное я потратил, хотя нет никаких доводов так считать). А знаете, как мне получить из Сбербанка эти деньги? Вначале я направляюсь в ближайшее отделение Сбербанка, а для меня это 25 километров, и заполняю бланк запроса о выдаче мне ежемесячной пенсии и зарплаты с моих замороженных счетов, потом день-другой жду звонка, что мой запрос одобрен. Затем снова отправляюсь в отделение, беру талончик, меня принимает освободившийся операционист, начинает сеанс со мной и через 10 минут говорит: “Запрос на разблокировку выдачи денег отправлен, садитесь, я позову вас, когда деньги разблокируют”. Сажусь на лавочку и жду вызова к операционисту. В основном мое ожидание длится 1-1,5-2 часа, но несколько раз было так: я сижу 3-4 часа, и мне просто говорят, что получить разблокировку не удалось и нужно прийти в другой день. Вот так — только офлайн, только ногами, только наличные, никаких онлайн-действий я совершить не могу. Я живу в этом режиме уже больше двух лет. Два года я терплю эти издевательства», — рассказывает Сергей Абрамов в интервью T-invariant.

Подписаться на нас в социальных сетях
 

Абрамов пробовал судиться со Сбербанком. «Я хотел, чтобы мне позволили воспользоваться всеми (а не 22%) пенсионными деньгами, которые были накоплены до включения в реестр Росфинмониторинга, но проиграл дело. И хотя со всей очевидностью это дело о защите прав потребителя, но по требованию Сбербанка рассмотрение дела было перенесено из Ярославской области в Гагаринский районный суд Москвы, куда всегда по требованию Сбербанка переносят все подобные дела: Сбербанку так удобнее, он предпочитает судиться по месту прописки, а люди из регионов пусть ездят в Москву. Людей в реестре тысячи, многие пытаются отсудить у Сбера свои пенсии и стипендии. Надо ли говорить, что банк выигрывает в Гагаринском суде все подобные дела? Вот такая судебная практика!», — говорит учёный. 

«Для меня поездка в Гагаринский суд это час с лишним на автомобиле, полтора часа с лишним на электричке, затем метро и ожидания там и сям. В среднем четыре часа езды туда и столько же обратно. Первое заседание было таким: проснулся в 3:00 ночи, в 4:30 жена меня повезла на электричку, в 9:15 я зашел в суд, представитель Сбербанка не пришел, передал ходатайство («Нужно ещё время для написания позиции») и в 9:30 я поехал обратно домой… Я писал обращения в Сбер и предлагал дать таким клиентам, как я, ограниченный доступ в Сбербанк-онлайн для подачи заявлений на выдачу пенсии-зарплаты, для ведения переписки с банком и для просмотра состояния и реквизитов своих счетов. А операции со счетами оставить заблокированными. И ещё выпустить какой-то вид банковской карты, пусть и с ограниченным функционалом. Можно назвать такие пакеты банковских услуг или тарифы «Сбер-экстремисту», коротко «Сбер-экстрим», а для тех, кто в реестре со звездочкой, «Сбер-террористу», он же — «Сбер-террор». И чтобы с такой карты деньги можно было только тратить, а пополнять её можно было бы только Сбербанку, по тем самым заявлениям, по той процедуре, что я сегодня получаю наличные в офисе банка — но только все через мобильное приложение… Мои обращения оставлены без внимания. Мое поражение в правах продолжается. Это если не гражданская смерть, то своего рода гражданская инвалидность первой группы», — объясняет Абрамов. 

Актуальные видео о науке во время войны, интервью, подкасты и стримы со знаменитыми учёными — на YouTube-канале T-invariant. Станьте нашим подписчиком!

«Сегодня любой приговор, не связанный с лишением свободы, является победой»

В реестре Росфинмониторинга около 18 тысяч человек (по данным РИА на 6 июля 2025 года). «У меня волосы шевелятся, когда я думаю о том, как живут все эти люди, почему в реестр включают до всякого суда при том, что выйти из списка крайне трудно. А как же презумпция невиновности и что думает на эту тему Конституционный суд? И как спят по ночам те. кто придумал и утвердил 115-ФЗ о внесудебной массовой расправе?», — размышляет Сергей Абрамов. 

Евгений Смирнов, адвокат правозащитного проекта «Первый отдел» напоминает, что основанием для исключения из реестра Росфинмониторинга является погашение судимости. Судимость можно будет погасить через год после выплаты штрафа. Далее можно будет обращаться в Росфинмониторинг с просьбой об исключении из реестра и ждать их решения. Сам сегодняшний приговор Смирнов оценивает в духе времени: «Сегодня любой приговор, не связанный с лишением свободы, является победой».

Абрамов: возможно, самый высокопоставленный фигурант «экстремистского дела ФБК», но далеко не единственный: количество обвиняемых «донаторов-экстремистов» постоянно растёт. Среди них много случайных людей: кто-то оставил надпись на снегу, кто-то отправил донат в 200 рублей. Можно выделить ещё пару знаковых дел по донатам. В Долгопрудном программист Алексей Маляревский получил семь лет за донат в 150 долларов (в деле Абрамова фигурирует сумма вдвое меньше). Ещё более вопиющий случай: в декабре 2024 года одного из самых известных сосудистых хирургов Москвы Ивана Тищенко приговорили к четырем годам колонии за донат ФБК размером в 70 долларов. Сергею Абрамову, действительно, снова повезло. «Если меня спросить, какой прогноз исхода моего дела, я напомню, что говорил все эти два года: Россия — страна с неограниченными возможностями. Возможно всё!» — неоднократно повторял он во время заседаний суда и в комментариях СМИ. Однако, на приговоре мы увидели: невозможно, чтобы крупный учёный вернулся к работе над суперкомпьютерами и невозможно, чтобы силовики перестали преследовать даже тех людей, которые лояльны системе: это мы увидели как на деле Абрамова, так и на деле другого ведущего производителя суперкомпьютеров — Всеволода Опанасенко, чьё дело длилось более пяти лет. За это время по оценке экспертов, Россия отстала в этом сегменте технологического развития на десятки лет и потеряла заметные места в мировом рейтинге супервычислителей.

Поддержать работу T-invariant вы можете, подписавшись на наш Patreon и выбрав удобный размер донатов.

Ссылка для просмотра без VPN
Et Cetera